Триограф Буйко Triograph buiko Triangulation триангуляция

Триограф
Инструмент пространственных построений
Каждый, кто рисует с натуры, знает, как сложно перенести объёмное, трёхмерное пространство на плоский лист или холст, сохранив при этом точность пропорций, углов и перспективы. Глазомер, даже самый развитый, часто подводит. Именно для решения этих задач создан Триограф.

Триограф — это компактный ручной инструмент для построения и проверки рисунка.
Он разработан специально для художников, работающих с натуры (а также для работы с фотографии и экрана), и позволяет точно находить ключевые точки композиции, не полагаясь исключительно на глазомер.

Инструмент особенно удобен при работе на вертикальных поверхностях — холсте, планшете, мольберте. Где рисунок чаще всего уходит, а глазомер даёт сбой. Именно для таких условий он и разрабатывался в первую очередь.
Тем не менее, триограф можно использовать и на горизонтальных плоскостях. Например, при работе в контактном режиме на столе.

С помощью Триографа художник может создать надёжный каркас композиции, определив несколько ключевых точек, на которые можно уверенно опираться в работе.
Эти опорные точки прошивают пространство натуры и картины как сетка — но только в нужных, избранных местах.
Словно воткнув несколько булавок, художник фиксирует конструкцию и уже может работать свободно, не опасаясь, что рисунок «поедет» или развалится.

Как работает Триограф

Триограф использует принцип триангуляции – метода, который помогает точно найти любую точку по отношению к двум другим.

Это очень похоже на то, как работает наше зрение. Человеческий мозг определяет положение предмета в пространстве, сравнивая углы зрения от левого и правого глаза.
Мозг автоматически вычисляет пересечение этих углов, на котором находится предмет.
Триограф использует тот же принцип — только вместо двух глаз у вас есть две уже найденные точки на рисунке и инструмент, который помогает точно вычислить положение третьей точки.

По сути, это то, что каждый художник делает на интуитивном уровне, когда ищет какую-то нужную точку, опираясь сразу на несколько ориентиров. Например определяет где находится край крыши относительно угла дома, окна, верхушки дерева и тд. Однако, в сложных сценах, в необычных ракурсах, в рисунке тела человека и т.п. эта интуиция может подвести.
Триограф превращает эту бессознательную триангуляцию в точный и контролируемый процесс, позволяя вам создать надёжный "каркас" композиции.

Правила построения:

Для точного построения определите три любые базовые точки на натуре, которые вместе образуют чёткий треугольник. Перенесите их на изображение. Внимательно отнеситесь к их построению – они станут опорой всей композиции.
Важно: старайтесь всё дальнейшее построение вести именно от этих трёх базовых точек (если вести поиск каждый раз от новой найденной точки, может накапливаться погрешность).

Для построения новой точки старайтесь выбрать две такие базовые точки, по отношению к которым она образует треугольник с углом, близким к 90°. Такой треугольник даёт наилучшую точность. Избегайте слишком острых и слишком тупых углов — в этом случае даже небольшое колебания руки может исказить результат.
Чем "треугольнее" треугольник — тем точнее результат.

Как делать отметки на холсте:

При переносе угла с натуры на холст сначала сделайте отметку или поставьте кончик карандаша или кисти в то место, где, по вашему ощущению, должна находиться новая точка.
Эта временная метка поможет не только оценить ваш глазомер, но и создать визуальный ориентир (на пустом холсте или бумаге взгляду трудно за что-то зацепиться).

Вы должны сначала постараться найти нужную точку самостоятельно, на глаз. А потом проверить инструментом. Так вы будете не просто строить, а учиться.
Каждая ошибка — это маленький урок. Без этой честной попытки глаз не развивается.

Когда вы поднесёте линейку, сразу станет видно, насколько истинное направление отклоняется от вашей метки.
Ставим верную отметку на холсте. Например небольшую чёрточку.
Затем замеряем угол от второй базовой точки точно таким же способом. На пересечении двух линий будет точное положение новой точки.

Таким способом вы находите несколько ключевых опорных точек. Каркас, на котором будет держаться вся композиция.
В процессе рисования, по мере необходимости, вы можете дополнять композицию новыми точками и проверять построение.

Как держать инструмент:

Инструмент удерживается двумя пальцами (большим и указательным) за выступающие полированные края центральной оси. Давление не требуется —важно, чтобы ручка свободно свисала под действием гравитации, формируя вертикаль.

Линейка Триографа сбалансирована и вращается с плавным, контролируемым сопротивлением, позволяя точно задать и надёжно удержать нужный угол.
Движение стабилизирует поворотный механизм с тефлоновыми шайбами — он обеспечивает мягкий, равномерный ход без рывков и перескоков, даже при малейшей поправке.
А полированные, закругленные концы осевой шпильки сделаны так, чтобы вы могли удобно держать инструмент двумя пальцами, не мешая ему свободно выравниваться по вертикали.

Вертикаль — это "нулевая линия", эталонное направление, к которому привязан каждый замер.
Триограф сам находит её под действием гравитации — без глазомера и без визуального контроля.
Именно это позволяет в точности воспроизвести угол в другом месте — например, на холсте — так же, как он был снят с натуры.


При замере разных направлений инструмент удобнее держать или левой или правой рукой. Выбирайте ту, которая позволяет удобно держать инструмент.

Во время работы держите триограф перпендикулярно взгляду. Поворот инструмента вправо или влево (когда рука непроизвольно повторяет наклон предмета) может исказить угол.
Проверьте: если вы видите боковую грань ручки — инструмент повернут. Нужно выровнять.
В первое время важно это контролировать. Потом рука «запоминает» правильное положение.

При переносе направления на рисунок также важно, чтобы вы находились к рисунку перпендикулярно, не под углом. В противном случае могут быть искажения в построении.
Подробнее о всех этих моментах в этом видео.

Режимы использования Триографа: Бесконтактный и Контактный

В бесконтактном режиме Триограф используется "на весу" — без соприкосновения с холстом. Это особенно удобно при работе с большими форматами, по ещё свежей масляной краске или там, где важно не касаться поверхности рукой.

Но если нужна большая точность, например, при построении архитектуры, перспективы или в создании основы для портрета, триограф легко превращается в устойчивый измерительный инструмент.
Для этого у него есть съёмные металлические ножки: одна выкручивается из основание ручки, две другие ставятся на концы линейки. Получается надёжная трёхточечная опора. В этом случае инструмент можно спокойно ставить на бумагу или холст и точно прочерчивать линии. Всё необходимое — ножки и ключ уже в комплекте.


Триограф создан прежде всего для тех, кто работает с натуры — на пленэре, в студии, при построении портрета, фигуры, архитектуры или сложного натюрморта. Для всех, кто стремится к точности в построении: от студентов художественных вузов до опытных мастеров. В том числе в станковой живописи и академическом рисунке, где работа ведётся на вертикальной поверхности.

Инструмент будет особенно полезен начинающим художникам, которым пока трудно точно перенести объёмное пространство на плоскость. Глазомер — вещь незаменимая, но даже у опытных художников он может давать сбои в незнакомых ракурсах и при сложной перспективе.

Важно понимать, что триограф — это не замена глазомера, а инструмент для его развития и проверки. Он поможет увидеть и исправить ошибки, даст опору в сомнительных местах и позволит уверенно строить композицию, не опасаясь, что она «поедет» или развалится.

Инструмент не мешает свободной работе и не превращает рисунок в чертёж — но позволяет точно найти нужную точку, поймать угол, пропорции и спокойно двигаться дальше, без постоянных стираний и перекраиваний.

Это не инструмент чертёжника: замеры делаются на весу, на глаз, и в них всегда будет доля живой неточности. Но для художественной задачи этого более чем достаточно.
Триограф не чертёжный прибор, а художественный инструмент — точный ровно настолько, насколько нужно для уверенной и живой работы.
Цена триографа (бук) 1950 р.

Для заказа инструментов пишитепо адресу 126801@gmail.com
или через WhatsApp, Telegram, Max по номеру +79104967233.
Доставка осуществляется с помощью почты России, СДЭК, Яндекс, Dostavista и др.

Также мои инструменты можно приобрести на Авито включая Авито доставку
Покупка через Авито максимально безопасна и относительно недорогая по доставке.

Также есть возможность отправить посылку за рубеж (почтовое сообщение между странами работает).

Подробнее о доставке здесь