Возможность выставить подбираемую краску на одну линию взгляда с образцом и прямое их сравнение чрезвычайно упрощает подбор цвета. Даже небольшая разница в цвете становится очень заметна, поскольку мы видим два цвета рядом и одновременно.
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Выберите цвет с натуры — не самый яркий и очевидный, а сложный, приглушенный, каких большинство в окружающем мире. Например, цвет кожи человека или тень от предмета на стене. Подберите его своим привычным способом, не торопясь, стремясь к максимальной точности. Когда решите, что цвет готов, нанесите его на плоскость (мастихин или полоску бумаги) и сравните напрямую с объектом. Даже если вы опытный художник, вы удивитесь, насколько велика может быть разница. Этот простой эксперимент наглядно покажет, как сильно наше восприятие цвета может отличаться от реальности.
Мы воспринимаем цвет, только сравнивая его с другими цветами по соседству. Наш мозг не видит оттенок "в чистом виде", а всегда определяет, насколько он светлее, теплее или ярче по сравнению с тем, что его окружает. Это основа того, как мы видим оттенки цвета. Поэтому, когда два цвета находятся рядом, сравнить их проще всего – на этом и построен метод.
Прямое сравнение цвета — это способ обойти ограничения человеческого восприятия. Оно позволяет художнику "отключить" автоматические механизмы интерпретации цвета мозгом.
Находясь на одной линии взгляда образец краски попадает в то же окружение и под влияние тех же эффектов одновременного контраста, что и сам объект. В одну "цветовую среду". Это создает равные условия для обоих цветов, позволяя глазу более объективно сравнивать оба цвета