Хромастик ChromaStick Iron Brush Буйко Buiko

Хромастик
Инструмент для точного подбора цвета
Вы не задумывались, почему художники не сравнивают цвет, просто поднося кисточку с краской на линию взгляда с натурой? Как это делают дизайнеры, реставраторы, печатники, колористы. Все, у кого есть возможность сопоставить два цвета рядом.

Казалось бы, это логично и удобно. На самом деле художники всех времен осознанно или инстинктивно пытались подбирать цвет напрямую. Однако такие попытки оказывались неэффективными по двум причинам: отсутствию простого, стабильного инструмента для сравнений и непонимания необходимости синхронизации освещенности красок и натуры. Без соблюдения этих условий такой способ работы терял смысл.

На этой странице я хотел бы представить вашему вниманию инструмент для точного подбора цвета – хромастик.

(Коротко о инструменте здесь)

Хромастик (от греческого Chroma - цвет и stick - палочка) — это универсальный настраиваемый по экспозиции инструмент, предназначенный для подбора цвета. Он позволяет замешивать краску на палитре и проводить прямые сравнения с натурой.
Хромастик настраивается по экспозиции перед началом работы и сохраняет стабильность каждого замера в течение всего сеанса.

Инструмент предназначен как для точного подбора цвета, так и для его художественной переработки.
Художник перед началом работы настраивает плоскость лопатки инструмента по экспозиции, смешивает приблизительный оттенок краски на палитре и сразу же сравнивает его с образцом цвета прямым сравнением. При необходимости цвет тут же уточняется в нужную сторону вплоть до полного совпадения.
Возможность выставить подбираемую краску на одну линию взгляда с образцом и прямое их сравнение чрезвычайно упрощает подбор цвета. Даже небольшая разница в цвете становится очень заметна, поскольку мы видим два цвета рядом и одновременно.

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Выберите цвет с натуры — не самый яркий и очевидный, а сложный, приглушенный, каких большинство в окружающем мире. Например, цвет кожи человека или тень от предмета на стене. Подберите его своим привычным способом, не торопясь, стремясь к максимальной точности. Когда решите, что цвет готов, нанесите его на плоскость (мастихин или полоску бумаги) и сравните напрямую с объектом. Даже если вы опытный художник, вы удивитесь, насколько велика может быть разница. Этот простой эксперимент наглядно покажет, как сильно наше восприятие цвета может отличаться от реальности.

Мы воспринимаем цвет, только сравнивая его с другими цветами по соседству. Наш мозг не видит оттенок "в чистом виде", а всегда определяет, насколько он светлее, теплее или ярче по сравнению с тем, что его окружает. Это основа того, как мы видим оттенки цвета. Поэтому, когда два цвета находятся рядом, сравнить их проще всего – на этом и построен метод.

Прямое сравнение цвета — это способ обойти ограничения человеческого восприятия. Оно позволяет художнику "отключить" автоматические механизмы интерпретации цвета мозгом.

Находясь на одной линии взгляда образец краски попадает в то же окружение и под влияние тех же эффектов одновременного контраста, что и сам объект. В одну "цветовую среду". Это создает равные условия для обоих цветов, позволяя глазу более объективно сравнивать оба цвета

Стабильность как необходимое условие
Суть метода прямого сравнения – поместить образец с краской на одну линию взгляда с объектом и увидеть оба цвета рядом и одновременно.


Чтобы обеспечить точность сравнений, образец подбираемой краски должен находиться на какой-либо плоской поверхности.
Если даже совсем немного менять угол наклона или поворота плоскости с краской относительно источника света, она будет существенно изменяться по светлоте.
Поэтому очень важно обеспечить стабильное положение плоскости при каждом уточнении цвета в замерах - плоскость с образцом краски должна возвращаться в то же положение, что и в предыдущем сравнении, обеспечивая ровно тоже количество света на плоскости.
Без стабильности невозможно вносить точные корректировки в цвет краски, так как в этом случае каждое последующее сравнение будет проводиться в разных условиях. Художник должен быть уверен, что после каждого уточнения оттенка образец попадает ровно в те же условия, чтобы точно видеть, как его поправка повлияла на цвет краски.
Более того, поиск каждого нового оттенка в картине должен происходить также в строго одинаковых условиях, в каких были найдены предыдущие. Только так можно обеспечить верные цветовые отношения между всеми элементами картины. Словно кирпичик к кирпичику нужно не спеша собрать все основные оттенки в работе. Обычно это 10 – 20 оттенков.
Стабильность предложенного инструмента обеспечивает системность и воспроизводимость сравнений. Настроенный и зафиксированный угол лопатки, а также вертикальный отвес ручки создают всегда одинаковые условия по экспозиции для сравнений и точных правок цвета. На протяжении всего сеанса эта стабильность инструмента сохраняется.

(подробнее о настройке экспозиции и различных сценариях работы на этой странице)



Как пользоваться инструментом
Прежде всего перед работой инструмент нужно настроить по экспозиции. То есть компенсировать разницу в освещении между вашим рабочим местом и натурой.
Делается это с помощью фиксации поворота лопатки инструмента к источнику света или от него.
Об этом более подробно на этой странице

После настройки экспозиции можно приступать к работе – замешивать краску и тут же сравнивать с объектом живописи.

Вертикальное положение лопатки инструмента выбрано не случайно, так как именно так краски лежат на поверхности картины.
Такое положение плоскости удобно не только для сравнения с натурой, но и при подборе красок к самой работе.

К тому же вертикальное положение краски на инструменте сводит к минимуму воздействие на нее бликов верхнего света, таких как небо, солнце, белый потолок и светильники в помещении, к чему особо чувствительна глянцевая поверхность красок.

Хромастик на палитре может работать любой стороной, что очень удобно при замесе красок. Смешав на палитре приблизительный цвет, мы можем сразу сравнить его с цветом натуры и быстро поправить в нужную сторону.


При сравнении цвета инструмент свободно держится двумя пальцами за специальные вырезы в латунной гильзе. Гильзу сильно не зажимаем, чтобы дать возможность инструменту принять строго вертикальное положение.

Инструмент держится всегда в одном положении так, чтобы специальная метка - отверстие в патроне была обращена к нам и находилось по центру. Рука быстро запоминает это положение и сравнения всегда происходят в одинаковом положении.
Деревянная ручка работает как отвес и гарантирует постоянную вертикаль. А неизменно однообразный угол поворота лопатки к художнику дает стабильность экспозиции, что вместе обеспечивают необходимую системность сравнений.
(подробнее о настройке экспозиции на этой странице).

Краски на лопатке инструмента при сравнении должно быть немного, причем поверхность краски должна быть плоской, не бликовать. Нейтральный цвет стали лопатки не имеет цветного подтона и не влияет на оттенок краски,

Выставляем хромастик рядом с выбранным участком натуры, сравниваем и поправляем до необходимой степени сходства.

Первое время работы с инструментом может показаться что подбираемая краска где-то тёмная, некоторые краски покажутся слишком тусклыми, но смело кладём найденные оттенки на полотно – все сложится в единое целое. Нужно держаться, если мы хотим правды.
Вы будете удивлены, насколько наши заштампованные с детства представления о цвете далеки от истинных красок природы, насколько спокойными и сдержанными они бывают в натуре. Инструмент поможет вам взять истинный цвет предмета в окружении среды.

Смотреть при сравнении советую одним глазом, и лучше только на лопатку с краской. Цвет натуры можно держать в расфокусе. Именно так проще не запутаться во множестве мелких деталей и брать общий цветовой тон участка. Это важный момент.

Например, нам нужно взять цвет участка травы, пестрый фон или цвет волос в портрете, где много мелких деталей разных оттенков. Если смотреть на такой участок одним глазом, держа в фокусе только краску на инструменте, предметы дальнего плана немного размываются (эффект аккомодации хрусталика) и становится проще взять общие цвет и тон участка, не дробя его на мелкие детали. Это очень важное умение для художника.

Лопаткой на прямой ручке намного удобнее работать на палитре, так как она является по сути двусторонней, что дает возможность легко сбрасывать накопившуюся краску с обратной стороны. Это важно для быстрой работы с замесами, а также дает экономию красок.

К тому же острый кончик инструмента позволяет с высокой точностью брать нужное количество краски для тонкой подгонки цвета.
Несимметричная форма лопатки инструмента применена специально для универсальности инструмента. Она работает полноценно на различных поверхностях - прямым участком удобнее работать с краской на жесткой поверхности палитры, а округлой стороной на прогибающейся поверхности полотна картины. Овальная сторона лопатки может как укладывать, так и снимать краску с холста без выраженных царапин.

Длинная ручка дает возможность не касаться рукой красок на палитре или холсте, а также позволяет делать штрих большого радиуса.

Если ваши работы обычно имеют небольшой размер, инструмент можно легко укоротить. В этом случае повышается его маневренность. Подробнее как укоротить хромастик в этом видео.

Прямая форма инструмента, в отличие от изогнутой формы мастихина классического, намного более интуитивна и понятна для моторики руки, что более удобно при работе на палитре.
В отличие от обычного мастихина , который можно держать только одним способом, хромастик можно держать разными вариантами – близко у основания или далеко, перьевым хватом или кистевым. Он легко вращается в руке, работает разными сторонами, также подвижен, как и кисть. Все это разнообразит способы работы и дополняет классический мастихин при работе с красками.
Инструментом при некоторой сноровке можно работать как своеобразной железной кистью. Гибкость лопатки инструмента подобрана оптимально — в ней нет излишней жесткости, лопатка достаточно упругая для комфортной работы на палитре и холсте.
Также лопатку хромастика можно использовать как микропалитру для точных работ. Прямо перед нужным участком картины кисточкой на лопатке инструмента можно с ювелирной точностью подбирать тончайшие нюансы цвета, максимально попадающие в вашу живопись. Именно таким способом можно, например, заканчивать работу с портретом (в линейке моих инструментов есть специальная микропалитра для такого рода тонких работ. Информация на моем сайте и в дополнительных видео).
Как настроить инструмент в этом видео
Стабильность замеров, а также синхронизация освещенности красок и натуры, позволяют реализовать принципиально новый метод работы, отличающийся от традиционного подхода, основанного на приблизительном подборе цветовых отношений. Инструмент обеспечивает высокую точность цветопередачи, превращая процесс подбора цвета в контролируемый, воспроизводимый и свободный от субъективных ошибок.

Инструмент идеально подходит для обучения живописи, так как позволяет учащимся легко видеть изменения цвета при смешивании и на практике учиться точному подбору оттенков. Главное преимущество инструмента на начальном этапе обучения заключается в том, что он превращает подбор цвета из интуитивного и часто ошибочного процесса, в осознанное, контролируемое, интерактивное действие.
Переход от детского, интуитивного восприятия цвета к осознанному — важный этап в становлении художника. Метод прямого сравнения и предложенный инструмент помогут начинающему художнику выйти за пределы смутных представлений о цвете и научат видеть его таким, какой он есть на самом деле.

Работа методом прямого сравнения – это не просто технический прием, это путь к глубокому пониманию истинной природы цвета. Художник, регулярно использующий этот метод, постепенно освобождается от иллюзий восприятия.
Каждое прямое сравнение – это маленький урок, в ходе которого художник учится видеть цвет объективно. Этот навык закрепляется в памяти, формируя богатую реалистичную палитру. Со временем, художник начинает интуитивно чувствовать, как должен выглядеть настоящий цвет, даже без непосредственного сравнения с натурой.
Этот процесс напоминает обучение музыканта. Сначала он учится играть по нотам, но со временем, благодаря практике, он начинает играть "на слух", а затем и импровизировать. Так и художник, освоив метод прямых сравнений, получает крепкий фундамент, на котором он сможет строить реалистичные и выразительные работы.

(подробнее о различных сценариях работы инструментом, а также о настройке экспозиции на этой странице)

Хромастик — уникальный инструмент, разработанный для художников всех уровней и запатентован как инновационное решение для точного подбора цвета.

Инструмент запатентован
Patent Pending
Друзья, буду рад, если мои инструменты и Метод прямого сравнения помогут раскрыть ваш потенциал в чистой и выразительной живописи.
Успехов в творчестве и всего наилучшего!