Реалистичная цветопередача в живописи: метод прямого сравнения. Сокращенный вариант статьи

Реалистичная цветопередача в живописи:

Метод прямого сравнения

(сокращенный вариант статьи)
Реалистичная передача цвета — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются как начинающие, так и опытные художники.
Наше цветовое восприятие обманчиво: на него влияют и освещение, и оптические иллюзии, и даже особенности работы мозга.
В этой статье мы разберемся в причинах этих искажений и познакомимся с методом, который даст возможность видеть и передавать цвет таким, какой он есть на самом деле, минуя ловушки восприятия.

Полный вариант статьи вы можете прочитать здесь
Максимально коротко о методе здесь
Изображение из интернета. Первоисточник не найден
Способность видеть мир в цвете – удивительный дар эволюции. Но видим ли мы цвет таким, какой он есть на самом деле? Увы, нет. Строго говоря, самого по себе «цвета» в природе не существует.
Это гениальная иллюзия, которую наш мозг создает, обрабатывая световые волны, отраженные от предметов. И эта иллюзия всегда субъективна. Наше восприятие цвета зависит от множества факторов: освещения, соседних оттенков, прошлого опыта и даже настроения.
Чтобы не утонуть в море визуальной информации, мозг постоянно конструирует и достраивает реальность. В итоге мы видим не точную копию мира, а скорее его персональную версию. Это часто мешает художникам: наше внутреннее представление о цвете объекта может сильно расходиться с тем, что есть на самом деле.
К счастью есть способ обойти эти ловушки восприятия. Метод прямого сравнения позволяет увидеть и точно воспроизвести цвет таким, какой он есть.
Но прежде чем мы его рассмотрим, давайте заглянем «за кулисы» нашего зрения и разберемся с четырьмя главными «помехами», с которыми сталкивается художник: это одновременный контраст, цветовая константность, цветовая адаптация и психологическая привязка цвета.
Трудно поверить, но "желтый" и "коричневый" квадраты на кубе это один и тот же цвет. Так работает одновременный контраст окружающих цветов
Одновременный контраст: окружение решает всё

Одна из самых хитрых ловушек нашего зрения – одновременный контраст. Суть проста: цвет предмета сильно меняется в зависимости от того, что его окружает.
Почему так? Это древний механизм выживания. Чтобы легче заметить красный плод в зеленой листве или змею в траве, наш мозг эволюционно научился усиливать различия между соседними цветами. Он автоматически «расталкивает» их подальше друг от друга в нашем восприятии.
Как это работает на практике?

Светлота: Темное пятно на светлом фоне кажется еще темнее, а светлое на темном – еще светлее.

Цвет: Любой цвет «отталкивает» соседа к его противоположности на цветовом круге. Поэтому красный квадрат на зеленом фоне выглядит еще краснее (а зеленый – зеленее), чем на нейтральном сером.

Насыщенность: Яркий цвет «приглушает» соседа, а бледный, наоборот, делает соседний цвет визуально насыщеннее.

Художник, смешивающий краску на палитре, может получить нужный оттенок, но в окружении других красок или в окружении белого холста этот цвет будет выглядеть всегда по-другому, что часто и приводит к ошибкам в живописи. Это может искажать восприятие цвета до такой степени, что даже опытные художники делают серьезные ошибки.

Цвета полос воздушного шара считываются одинаковыми в тени и на свету
Цветовая адаптация: мозг «подкручивает» реальность

Представьте, что в ваш мозг встроен невидимый «фотошоп», который постоянно подправляет цвета в зависимости от освещения. Это и есть цветовая (хроматическая) адаптация.
Зачем? Чтобы мы узнавали предметы и в яркий полдень, и в сумерках. Наше зрение автоматически «вычитает» оттенок света (желтоватый от лампы, голубоватый от неба), чтобы показать нам «настоящий» цвет объекта, каким мы его знаем.
Классический пример – белый лист бумаги. Он кажется нам белым и под солнцем, и в тени, и при свете лампы. Но если бы мы могли видеть объективно, мы бы заметили, что его оттенок постоянно меняется.
Наш мозг упорно хочет видеть «знакомый» цвет объекта, игнорируя реальное освещение. И в этом кроется подвох для художника. Так, например, листва деревьев на солнце и в пасмурную погоду это два очень далеких друг от друга оттенка, но начинающий художник часто ошибочно пишет их приблизительно одним цветом.
Клубника кажется красной? На фотографии совершенно нет красных оттенков. Холодное окружение и наше знание о том, что клубника должна быть красной делают ягоды "красными"
Цветовая константность: видим то, что знаем?

Еще одна хитрость нашего мозга – цветовая константность. Это наша склонность видеть не реальный оттенок предмета, а его «привычный», знакомый нам цвет.
Мир полон бесчисленных вариаций цвета, и чтобы не запутаться, мозг идет на уловку: он упрощает и раскладывает цвета по «полочкам» (красный, синий, зеленый…), часто игнорируя более тонкие нюансы.
Корни этого – в детстве. Мы заучиваем: трава – зеленая, небо – голубое. Эти ярлыки помогают познавать мир, но со временем превращаются в стереотипы.
И вот тут ловушка для художника: он смотрит на натуру, но вместо реальных цветов видит эти «заученные» символы из своего каталога. Начинающий художник может, например, в упор не замечать холодный серо-зеленый оттенок на стволе дерева в пасмурный день и по привычке нарисовать его «правильным» коричневым из своего «детского каталога».
В своей практике я встречал студентов, у которых привычка так видеть доходила до настоящей «цветовой слепоты» на оттенки. Преодолеть ее, научиться видеть реальный цвет, а не его символ требует порой немалых усилий.

Психологическая привязка: как увидеть цвет, а не «яблоко»?

Пожалуй, одна из самых важных задач для художника – научиться отделять цвет от самого объекта.

В повседневной жизни мы воспринимаем мир через призму значений — мы видим предмет как нечто целое, автоматически наделяя его смыслом, где цвет лишь одна из характеристик.

Например, глядя на яблоко, мы видим не просто набор красных оттенков, а "Яблоко" — круглое, гладкое, красное, сладкое и тд. Цвет здесь является лишь одним из параметров.
И знание о объекте часто мешает художнику увидеть его объективно. Вместо того чтобы заметить сложную композицию оттенков красного, теней и рефлексов, мозг воспринимает все это, как «красное яблоко, которое можно съесть»

В итоге начинающий художник часто рисует не то, что видит, а то, что знает. Мозг услужливо «достраивает» образ, усредняет цвета, сглаживает формы, подгоняя их под знакомый «правильный» шаблон. Стремясь к упрощению, он буквально «замыливает» сложность цвета и форм, делая их более «идеальными», чем они есть на самом деле.
Начинающий может нарисовать яблоко практически одним красным цветом, потому что «знает», что оно красное.

Неопытному художнику трудно психологически совместить цвет объекта и цвет краски.
Он видит перед собой яблоко и красное пятно на палитре, но не может соединить их в голове: «Это яблоко, а это просто мазок краски — они никак не связаны». Он не видит в краске привычный объект.
Живопись требует в какой-то мере изоляции цвета, умения видеть его абстрагированно, как набор пятен. Не связывая цвет со смыслом объекта живописи (особенно это важно в портрете).

Это непросто, но прямое сравнение как раз и помогает «разорвать» эту связку. Когда вы подносите образец красной краски к натуре на одну линию взгляда, «Яблоко» перестает быть яблоком, а краска – краской. Перед вами оказываются два цветовых пятна, которые можно сравнить напрямую, без оглядки на их предметный смысл. «Магия объектности» пропадает. Вы просто сравниваете цвет с цветом.


Метод прямого сравнения. Как это работает?

Итак, мы разобрались с основными ловушками цветовосприятия. Как же метод прямого сравнения помогает их обойти? Принцип его на удивление прост и эффективен: нужно поместить образец с краской на одну линию взгляда с предметом живописи и увидеть оба цвета рядом и одновременно.

Что это дает? Такое совмещение устраняет влияние разных окружений. Краска и предмет находится в одной цветовой среде. Это позволяет глазу сравнить два цвета объективно, без искажений и «додумывания» со стороны мозга.

Прямое сравнение цвета — это способ обойти ограничения человеческого восприятия. Оно позволяет художнику «отключить» автоматические механизмы «подкручивания» цвета мозгом.

В этом и заключается коренное отличие от традиционной работы с палитры. При традиционном методе художник не может видеть цвета одновременно, а вынужден как бы попеременно сравнивать их, что часто ведет к ошибкам.

Мы воспринимаем цвет, только сравнивая его с другими цветами по соседству. Наш мозг не видит оттенок "в чистом виде", а всегда определяет, насколько он светлее, теплее или ярче по сравнению с тем, что его окружает. Это основа того, как мы видим оттенки цвета. Поэтому, когда два цвета находятся рядом, сравнить их проще всего – на этом и построен метод.


Область четкого цветного зрения человека очень небольшая. Представьте узкий луч фонарика – примерно так же ограничена зона, где мы видим цвет четко. Это область помещается в ладонь вытянутой руки. А область максимально четкого зрения меньше ширины вашего пальца на вытянутой руке. Цветное зрение за пределами этих областей совсем не такое острое.

Художник во время работы не в состоянии отчетливо видеть цвета натуры и палитры одновременно, если они находятся друг от друга даже на небольшом отдалении. И когда он переводит взгляд с объекта на палитру, цвета, находящиеся в разном окружении, начинают как бы искажаться из-за эффекта одновременного контраста, цветовой адаптации и других факторов.
В окружении других оттенков на палитре цвет будет всегда выглядеть по-другому, даже если он подобран верно. Так работают контрасты и с этим ничего не поделаешь. Таково фундаментальное свойство нашего зрения.

Но находясь на одной линии взгляда они оба оказываются в области максимального цветного зрения. Художнику при этом не нужно полагаться на ненадежную цветовую память или субъективные ощущения. Глаз видит два цвета одновременно, в одном окружении, и может объективно оценить их различия. Это позволяет буквально на месте грамотно корректировать цвет, уверенно управлять им.

Два кита метода прямых сравнений - стабильность и экспозиция

Вы не задумывались, почему художники не сравнивают цвет, просто поднося кисточку с краской на линию взгляда с натурой? Казалось бы, это логично и удобно. На самом деле художники всех времен осознанно или инстинктивно пытались подбирать цвет напрямую. Однако такие попытки оказывались неэффективными по двум причинам: отсутствию стабильного устройства для сравнений и непонимания необходимости синхронизации освещенности красок и натуры. Без соблюдения этих условий такой способ работы терял смысл.

Стабильность сравнений — базовое требование для точного подбора цвета.
Возьмем в пример того же художника, который пытается подобрать нужный оттенок, используя кисточку для сравнений. При каждой проверке цвета он неизбежно изменяет угол наклона кисти, ее положение, и, как следствие, освещение краски. Дополнительно, из-за объемности и неровности кисти, на краску попадает разное количество рефлексов. Этого достаточно, чтобы каждое новое измерение цвета незначительно отличалось от предыдущего, создавая эффект "плавающего" цвета.
Верный оттенок будет постоянно "ускользать" от художника, так как каждая последующая поправка будет происходить в условиях, немного отличающихся от предыдущих. Это приводит к большому количеству сравнений и накоплению ошибок.

С мастихином ситуация аналогичная. Плоскость с краской даже при небольшом изменении угла наклона относительно источника света может значительно меняться по светлоте. Соответственно, мастихину также нужна стабильность при замерах краски, чтобы избежать эффекта "ускользающего" цвета при сравнениях. Плоскость с образцом краски должна возвращаться в то же положение, что и в предыдущем сравнении, обеспечивая ровно то же количество света на поверхности. В этом случае подбор цвета будет верным и быстрым.

Синхронизация освещения (экспозиции).
Допустим, наш художник каким-то образом добился стабильности и при каждом сравнении возвращает образец краски в одно и тоже положение. Однако, даже в этом случае, он столкнется с проблемой, связанной с разницей в освещении между его рабочим местом и натурой.

Художники редко работают в идеальных условиях освещения, таких как стабильный облачный день на пленэре, когда освещение красок и натуры практически идентично. Гораздо чаще они работают в условиях, когда освещение рабочего места и натура значительно отличаются.

Предположим, художник пишет портрет. Он работает у окна мастерской, а его модель расположилась от него немного дальше.
Как известно освещенность уменьшается не просто с расстоянием, а с квадратом расстояния. Это означает, что если вы отодвинетесь от источника света в два раза, освещенность уменьшится в четыре раза. Если в три раза – в девять раз. Поэтому даже небольшая разница в расстоянии от источника света очень существенна, хоть мы ее не всегда замечаем.

На рабочее место художника падает больше света, чем на модель. Когда художник сравнивает цвет краски с цветом кожи модели, он видит, что краска кажется светлее. Художник будет вынужден затемнять все краски, чтобы они совпадали по тону при прямых сравнениях. В результате, все краски на портрете оказываются темнее, чем нужно. Если поднести готовый портрет к модели, то разница станет очевидной: портрет будет выглядеть слишком темным.

И наоборот, если модель освещена сильнее, чем место художника (например, яркой лампой), то краски при сравнениях будут казаться темнее. Художник будет автоматически высветлять их и портрет получится слишком светлым, разбеленным.

Именно эти два фактора – разница в освещении и нестабильность сравнений не позволяли художникам эффективно использовать такой естественный и простой метод, как прямое сравнение цвета.

(в настоящее время доступны инструменты, обеспечивающие необходимую стабильность с возможностью синхронизации освещения, которые позволяют художнику эффективно применять метод прямых сравнений в работе. Подробнее — хромастик и дисковая палитра)

Image via Bridgeview School of Art
Польза метода в обучении – от сомнений к уверенной живописи.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются начинающие художники, является неуверенность в своих силах и плохое понимание цвета. Это часто приводит к прокрастинации или к стопкам «незаконченных работ», которые так и остаются незавершенными из-за ошибок.
Метод прямого сравнения, благодаря своей объективности и простоте, дает художнику интуитивно понятный инструмент, который снимает часть этой неуверенности. Это особенно важно на ранних этапах обучения, когда ошибки могут сильно демотивировать.

Как это работает?
При традиционном способе работы (с палитры) начинающий художник находится в условиях множества неизвестных. Его мозг должен одновременно обрабатывать сразу несколько переменных:
– Насколько этот оттенок правильный?
– Не слишком ли он темный или светлый?
– Не слишком ли насыщенный?
– Подойдет ли он к общей гамме? И тп.
По сути ученик интуитивно подбирает цвет, не имея твердой точки опоры. Этот процесс требует постоянных умственных вычислений, что создает сильное напряжение, неуверенность, усталость и ошибки в итоге.

При прямом сравнении вопрос "правильный ли цвет?" уходит, так как ответ очевиден — ученик просто видит, что ему нужно сделать. Когда система решений становится понятной («темнее – светлее», «теплее – холоднее»), это упрощает процесс и убирает тревожность. У художника появляется надежная точка опоры.
Ученик не вслепую ищет правильный оттенок, а просто доводит его до нужного состояния.

Более того – правильные цветовые отношения в работе ученика приводят к убедительному результату, что в свою очередь создает позитивный цикл, повышая мотивацию учиться и совершенствоваться
В конечном итоге, это помогает начинающему преодолеть страх «сделать неправильно», уменьшает стресс и повышает уверенность в работах.

Главное преимущество метода на начальном этапе обучения заключается в том, что он
превращает подбор цвета из интуитивного и часто ошибочного процесса, в осознанное, контролируемое, интерактивное действие.

Переход от детского, интуитивного восприятия цвета к осознанному — важный этап в становлении художника. Метод прямого сравнения поможет начинающему художнику выйти за пределы смутных представлений о цвете и научит видеть его таким, какой он есть на самом деле.

Каждое прямое сравнение – это маленький урок, в ходе которого художник учится видеть цвет объективно. Этот навык закрепляется в памяти, формируя богатую реалистичную палитру. Со временем, художник начинает интуитивно чувствовать, как должен выглядеть настоящий цвет, даже без непосредственного сравнения с натурой.

Точность в передаче цвета - это важный этап, но не конечная цель. По мере роста мастерства художник неизбежно начнет искать собственные пути самовыражения, экспериментировать с цветом, создавать более выразительные и эмоциональные работы. Художник естественным образом начнет стремиться к созданию своего индивидуального живописного языка.

Image via Bridgeview School of Art
Дополнительные преимущества метода в обучении

Применение прямых сравнений в работе поможет избежать зрительного переутомления и потери концентрации, к чему начинающий часто не готов. Художнику не приходится постоянно анализировать цвет, что чрезвычайно энергозатратно. Для неопытных художников это особенно важно, так как в начале обучения они часто перегружаются сложностью задачи.
Прямые сравнения облегчают процесс, позволяя ученику сосредоточиться пока лишь на навыке подгонки цвета, что со временем разовьет его цветовое зрение.

Также применение метода снимает эффект так называемого "туннельного зрения". Когда начинающий художник сосредоточившись в работе над каким-то участком может психологически преувеличить его значимость и слишком усилить контрастность или насыщенность.

Неопытный художник часто склонен воспринимать более насыщенными и яркими цвета, которые связаны с приятными эмоциями (например, идеально голубой цвет неба в воображении или слишком насыщенная зелень «идеального» луга).
Начинающие художники, желая сделать свои работы более выразительными и привлекательными, обычно неосознанно усиливают яркость красок, стремясь передать эмоции зрителю. Прямые сравнения помогут избежать этих ловушек. Они покажут реальную разницу между тем, что художник "думает" о цвете и тем, что есть на самом деле.

Также прямые сравнения безусловно ускоряют процесс живописи. Они минимизируют ошибки на первом этапе подбора цвета, что снимает необходимость переписывать отдельные участки картины.
Работы становятся чище, из-за отсутствия частых подборов цвета на полотне и последующих их исправлений. И поскольку работа с цветом отнимает меньше сил, начинающему художнику остается больше времени на уточнение рисунка, композицию и другие задачи.

Важно отметить – работы ученика автоматически становятся гармоничнее. При работе прямыми сравнениями каждый цвет корректируется сам по себе, без привязки к ошибкам предыдущих оттенков. В результате гамма строится чисто и уверенно, без накопленных искажений традиционного подбора цвета (с палитры).

Традиционный метод живописи предполагает выбор какого-либо цвета, который затем используется как основа для подбора соседних или подобных оттенков (так называемая работа отношениями). Однако, даже небольшая ошибка в выборе этого начального цвета часто приводит к искажению всей цветовой гаммы.
Дело в том, что следующий цвет проверяется относительно предыдущего. Если первый цвет был выбран с ошибкой, то и все последующие цвета будут содержать эту ошибку, а также дополнительные погрешности, возникающие при их подборе. Эти ошибки могут накапливаться и множиться.
Каждая новая ошибка наслаивается на предыдущие, искажая общую картину. В результате, даже если художник старается исправить ошибки на последующих этапах работы, они уже прочно укоренились в цветовой гамме.

Опытный художник, благодаря многолетней практике и интуиции, может выгодно обыграть эти ошибки, объединить в гармоничное целое. Но начинающий художник, не обладая достаточным опытом, практически всегда сталкивается с тем, что его работа выглядит раздробленной и дисгармоничной.
Работа традиционным методом для начинающего становится трудоемкой, требует постоянных корректировок ошибок и далеко не всегда приносит желаемый результат.

Данный метод убережет начинающего художника от грубых ошибок, позволит находить верные цветовые отношения в работах, разовьет острое видение, улучшит способность передавать цвет по памяти или воображению. Верное понимание цвета и умение управлять им придет с практикой достаточно быстро.
Со временем, по мере роста мастерства, художник сможет отказаться от прямых сравнений, но на первых порах это мощный способ ускорить обучение и избежать многих разочарований.

Метод прямого сравнения и свобода творчества

Законный вопрос: не превратит ли такой метод художника в простого копииста? Не убьет ли точность полет фантазии?
На самом деле скорее наоборот — художник не обязан ограничиваться слепым копированием, а может и должен вносить свои творческие правки.

Точно найденной цвет – это "сырой материал". Живопись начинается тогда, когда художник начинает управлять цветом для достижения своих целей.
Получив объективную информацию о цвете предмета, художник может осознанно отклоняться от него, усиливая или приглушая определенные оттенки, изменяя насыщенность и яркость для создания желаемого эффекта, передачи определенного настроения. Художник должен всегда помнить о своей творческой свободе и праве работать с цветом в соответствии со своим замыслом и стилем.

Прямые сравнения не «живопись по номерам». По сути это изучение грамматики цвета. Как знание алфавита и правил языка не мешает писателю думать и творить, так и художник в этом случае получает опору для свободного творчества.

Только научившись объективно воспринимать цветовые отношения, можно осознанно импровизировать, создавая свои собственные, художественные версии реальности.
Без этого любая цветовая фантазия теряет опору и превращается в случайный набор мазков.
Видеть и понимать истинный цвет — это фундамент, на котором строится все здание живописи.

Кстати, заглянуть в «зеркало» прямых сравнений полезно и опытным мастерам. У каждого со временем формируются свои приемы и «штампы», неосознанные «слепые зоны». Прямое сравнение – отличный способ самопроверки, возможность «встряхнуть» привычные шаблоны и взглянуть на цвет свежим взглядом.

Применение метода на практике

В работе над картиной важны всего лишь несколько вдумчивых и точных замеров цвета на первом этапе.
Важно взять верно главные тональные отношения, несколько базовых оттенков натуры. Дальше уже и без замеров можно вести работу грамотно не выбиваясь из этих отношений.
Когда собраны все главные цветовые пятна, допустить ошибку будет сложно, так как ошибка будет заметно выбиваться из общего строя. И пусть изменятся условия освещения, например появится солнце или стемнеет, вы сможете грамотно продолжить работу. Особенно если на палитре остались не выработанные замесы базовых цветов.

Можно выделить три основных способа ведения работы методом сравнений:

Три основных способа ведения работы
(список раскрывается)
Различные сценарии работы
Ограничения метода сравнений
Авторские инструменты для работы методом прямых сравнений


Хромастик — универсальный настраиваемый по экспозиции инструмент для замеса красок на палитре и прямого сравнения с натурой.
Хромастик настраивается перед началом работы и сохраняет максимальную стабильность замеров во время всего сеанса.
Подробнее о инструменте здесь.

Дисковая палитра предназначена для подбора цвета по краю своей поверхности методом прямого сравнения
Подбор цвета может осуществляться непосредственно с натуры, а также с изображения на фотографии или электронном устройстве (планшет, телефон и т.п.)
Подробнее о инструменте здесь
Друзья, буду рад, если метод прямого сравнения и мои инструменты помогут раскрыть ваш потенциал в чистой и выразительной живописи.
Успехов в творчестве и всего наилучшего!








© О. Буйко 2024 (статья в разработке)