дисковая палитра Олег Буйко

Страница дополняется материалами
Дисковая палитра

На этой странице я хотел бы представить вашему вниманию новый инструмент для работы с цветом – Дисковую палитру.

оротко о инструменте здесь)

Дисковая палитра предназначена для подбора цвета по краю своей поверхности методом прямого сравнения.

Подбор цвета может осуществляться непосредственно с натуры, а также с изображения на фотографии или электронном устройстве (планшет, телефон и т.п.)


Инструмент предназначен как для точного подбора цвета, так и для его художественной переработки.

Палитра имеет возможность настройки по экспозиции.
В прикладных профессиях — дизайне, печати, реставрации образцы цвета сравниваются напрямую, в одном поле зрения. Глаз видит оба цвета рядом и может точно оценить разницу.

В живописи такой подход был долгое время недоступен. Не было удобного и стабильного инструмента для прямых сравнений, причем с возможностью компенсации освещения.
Проблема классического подбора цвета в заключается в том, что краска на палитре, краска на полотне и сам объект живописи находятся на расстоянии, в разном цветном окружении и освещении.
Соседние оттенки на палитре или холсте всегда искажают оттенок цвета, что приводит к ошибкам. Таково фундаментальное свойство зрения.

Возможность выставить подбираемую краску рядом с образцом и прямое их сравнение в стабильных условиях чрезвычайно упрощает подбор цвета, так как даже минимальная разница в цвете становится очень заметна.

Дисковая палитра позволяет сравнивать цвет на одной линии взгляда с натурой или с фотографией.
Художник замешивает на основной палитре приблизительный цвет и наносит его на край палитры для сравнения. При необходимости цвет поправляется в нужную сторону до полного совпадения.

Метод прямого сравнения и данный инструмент особенно полезен в обучении живописи.
Статья о методе прямых сравнении в этой ссылке.
Как пользоваться инструментом
Дисковая палитра представляет собой вращающийся диск с несколькими степенями свободы.
Палитра является составной частью держателя референса (планшета).
Она может быть соединена с ним двумя вариантами – непосредственно к держателю для работы с планшета, телефона или фотографии, а также к поворотной струбцине для работы с натуры.

Струбцина инструмента может крепится к подрамнику холста, к мольберту, к крышке этюдника. Также его можно использовать для настольной работы. Смотрите фото (захват струбцины имеет ширину 52 мм.)


Палитра легко собирается и монтируется в условиях студии или на природе.
Устройство универсальное, предполагающее разные варианты крепления и использования.


Короткий фрагмент работы
Диск поворачивается и меняет свое положение с помощью удобной ручки.
Степень сопротивления вращения диска и всех других соединений инструмента настраивается.

Краски подбираются по краю диска. Его диаметра вполне достаточно для подбора и проверки всех базовых цветов натуры или фотографии.
При работе с натуры диск палитры может как подниматься на уровень взгляда для сравнений, так и опускаться.
Степень свободы крепления палитры достаточно широкий для нахождения удобного положения на линии взгляда художника и натуры.
Когда в ней нет необходимости, она опускается.
(Дисковая палитра как правило не заменяет основную палитру художника, а является дополнительным инструментом проверки цвета)
Настройка экспозиции
Вертикальное положение палитры дает определенные преимущества – так как краски на поверхности работы и на палитре находятся в одной плоскости, это удобно для сравнений.

К тому же вертикальное положение палитры сводит к минимуму воздействие на нее бликов верхнего света (небо, солнце, белый потолок, светильники в помещении), к чему особо чувствительна глянцевая поверхность красок.

Важной особенностью инструмента является возможность настройки угла плоскости палитры относительно источника света, что позволяет синхронизировать светлоту красок на палитре с красками натуры.
Поскольку освещение рабочего места художника и натуры часто различается, эта настройка крайне важна.

Изменяя угол поворота палитры к источнику света или от него, можно регулировать яркость красок, так как их светлота будет существенно меняться в зависимости от экспозиции.

Эта настройка оказывает принципиальное влияние на общую тональность будущей работы, позволяя художнику точно управлять светлотным диапазоном картины.

Здесь работает простая обратная закономерность – света на палитре много – картина темная. Света на палитре мало – картина светлая.
То есть если диск палитры повернуть к свету, то работа по итогу получится в темных тонах.
Нам в этом случае автоматически придется затемнять все краски при сравнениях, поскольку краски на палитре будут сильнее освещены, чем натура.

И наоборот - если понизить количество света на палитре поворотом от источника света, вся живопись будет светлой.

Настройкой экспозиции можно управлять, причем даже в рамках одной работы.
Например если вам не нравятся очень глубокие тени натуры, то при работе с тенями вы можете временно немного понизить экспозицию света на палитре (путем поворота ее от источника света), тем самым автоматически теневые краски вам придется несколько высветлить при сравнениях.
Это же относится и к слишком светлым краскам натуры. (подробнее в этом видео).
Перед работой нужно нанести мазок чистых белила на диск палитры и путем поворота палитры к источнику света или от него добиться того, чтобы белила соответствовали или были немного ярче самого светлого места натуры (чтобы светлые места не писать чистыми белилами).

Также к предмету живописи можно поднести белую бумажку и именно по ней выставить экспозицию инструмента.

Как только мы подогнали белила к ярким местам натуры, можно приступать к работе - тон и цвет можно сравнивать буквально напрямую. Возможностей наших красок хватит, чтобы покрыть всю тональную шкалу объекта живописи.

Работа с натуры
С работой в студии все просто – краски и натура обычно находятся примерно в одинаковом освещении. Но иногда бывает, что наша рабочее место освещено сильнее, чем натура. И наоборот.
В таком случае можно выставить экспозицию палитры:
Если натура освещена сильнее чем ваше рабочее место, то экспозицию инструмента важно немного высветлить (поворотом плоскости палитры к источнику света). Это позволит избежать пересветленности работы.

И наоборот – если ваш мольберт сильнее освещен, чем натура, можно понизить экспозицию света на палитре, немного повернув ее от источника света. В этом случае нам придется автоматически немного повышать светлоту красок при подборе, тем самым тональность красок будет сопоставима с цветами натуры.

Работая на пленэре в облачный или пасмурный день мы должны располагаться в светлом месте. Дефицита освещения быть не должно.
Позади должно быть открытое пространство и ваше рабочее место должно быть хорошо освещено.
В этом случае мы легко берём нашими красками все тональности, кроме белого неба, бликов или очень ярких объектов.

Поскольку краска не в состоянии соперничать с такого рода объектами, самые яркие места природы придется писать на один – два тона темнее, что естественно для грамотной живописи.

Короткий фрагмент работы
Если мы пишем пейзаж освещенный солнцем, то диск палитры также должен быть освещен солнцем. В этом случае наши краски покрывают практически весь тональный диапазон пейзажа.

В солнечный день максимально высокие контрасты. Если вам не нравятся глубокие черные тени, можно при работе с ними повернуть диск палитры от света. Тем самым вам автоматически придется высветлять темные места и ваша живопись получится более мягкой, без провалов по теням.

Как известно солнце быстро движется, мешают облака, но главное верно собрать несколько ключевых цветовых оттенков, а дальше можно спокойно работать в тени.

Работать при контровом свете солнца прямыми сравнениями не получится по чисто физическим ограничениям.
Но в этом случае есть выход – можно сфотографировать объект живописи и работать в мастерской уже по фотографии или с экрана компьютера.
Так палитра сможет гарантированно и верно взять весь тональный диапазон пейзажа.
Работа с экрана
При работе с экрана планшета или телефона инструментом пользоваться максимально удобно.
Настройка палитры по экспозиции при этом не требуется.
Достаточно настроить яркость экрана устройства, тем самым отрегулировав нужную тональность будущей работы.

Обязательное условие – отключить автояркость устройства и любые другие настройки, автоматически меняющие цвет экрана.
А также выставить яркость свечения экрана так, чтобы чистый белый цвет изображения не был светлее, чем белила взятые на палитре.

Буквальный перенос цвета с экрана. Фрагмент работы
Белый цвет экрана может голубить, это не важно, но он не должен быть ярче наших белил.
В этом случае наши краски легко покрывают весь тональный диапазон изображения.

И разумеется фотографию при необходимости можно предварительно обработать в редакторе, чтобы повысить звучность живописи.
Работа с отпечатанной фотографии
При работе с обычной отпечатанной фотографии все максимально просто.
Мы устанавливаем фотографию на держатель планшета, поворачиваем плоскость перпендикулярна взгляду и подбираем цвет на дисковой палитре, помещая диск непосредственно к тому участку фотографии, цвет которого нужно подобрать.

Короткий фрагмент работы
Пигменты красок на фотографии имеют сходство с пигментами масляных красок, поэтому подбор цвета осуществляется просто и , при необходимости, максимально близко к оригиналу
При всех описаных сценариях работать с цветом дисковая палитра может тремя способами: точный перенес всех оттенков натуры, избирательная работа с цветом и полная художественная переработка цвета натуры. Подробнее об этом в статье Метод прямого сравнения и различных видео на моем канале YouTube, RUTUBE, ВКонтакте.

Работу с цветом можно условно разделить на 3 подхода:

-Точное перенесение оттенков натуры.
-Избирательная работа с цветом — усиление или ослабление отдельных оттенков.
-Полная художественная переработка

Причем важное преимущество метода прямых сравнений — это возможность творчески перерабатывать цвет, делать его более художественным.

Когда художник работает традиционным методом на обычной палитре, сделать это сложно — оттенки воспринимаются изолированно, мешает одновременный контраст, цветовая константность и тд. (подробнее в статье «Метод прямых сравнений»).
Это создает неуверенность — непонятно, как краска ляжет на холст и впишется ли в работу.

Первые мазки на холсте тоже не добавляют ясности: будут ли они живописными и гармоничными — в окружении белого холста краски также выглядят изолированно и непонятно для неопытного художника.

И в итоге мозг, чтобы не рисковать, тянет к безопасному пути — просто повторить цвета натуры или фотографии, как они есть, без души и фантазии. Так проще, так спокойнее.

Прямое сравнение убирает эту неуверенность.
Даже начинающий художник сразу видит, куда "подтолкнуть" оттенок, чтобы он стал более художественным: сделать его ярче, чтобы он зазвучал, или, наоборот, приглушить, чтобы подчеркнуть главное.
Неуверенность уходит, процесс становится живым, осознанным, интерактивным.



Художественная переработка цвета с фотографии. Фрагмент работы
Цвета натуры при таком подходе лишь отправная точка, а итоговая палитра может значительно отличаться.
Прямые сравнения помогают экспериментировать с их изменением, находя более интересные решения.

Когда краска находится непосредственно на одной линии с натурой, художник сразу ощущает, впишется ли оттенок в картину, подобно тому, как музыкант интуитивно улавливает правильную ноту в мелодии. Одни цвета звучат естественно, другие абсолютно выпадают. И это становится очевидным именно в момент прямого сопоставления.
Дисковая палитра – перевод фотографии в живопись.
Задача — не просто повторить фото, а целенаправленно изменить насыщенность и температуру цвета, сохраняя при этом общую тональность.

Цвет подбирается рядом с фотографией и можно точно видеть, как он «работает» в контексте, как он взаимодействует с изображением. Если он тонально попадает — можно уже в этих тональных рамках спокойно усиливать или гасить насыщенность, сдвигать температуру в теплую или холодную сторону. Делать цвет более интересным, живым, нестандартным.
Но при этом нужно чувствовать границы допустимого, понимать, когда оттенок выходит за рамки, нарушает цельность. Это хорошо чувствуется именно в непосредственной близости цвета с фотографией.

Когда работа ведется по классическому принципу с палитры, подбор цвета происходит как бы «вслепую», оттенки берутся почти наугад. Глаз мечется между палитрой и фото, анализ идёт в голове, без наглядной опоры. Цвет подбирается примерно, интуитивно.

Дисковая палитра позволяет художнику даже с небольшим опытом видеть цвет в контексте, интерактивно, без догадок. Это важно при работе по фотографии, где легко уйти либо в серость, либо в декоративность.
Инструмент поможет художнику осознанно и смело выбирать цвета, даже если они не соответствуют натуре. Иногда именно неожиданный оттенок, который казался бы странным сам по себе, в картине звучит, придает глубину и выразительность.

Такой подход позволяет художнику не просто копировать натуру, а осознанно работать с цветом, дает возможность интуитивно находить цветовые решения, которые помогают сделать картину живой и цельной.
Дисковая палитра работает по тому же принципу, что хромастик .
Оба инструмента основаны на одном принципе — методе прямого сравнения.

Однако их функциональность несколько различается.
Дисковая палитра предназначена для работы с ней непосредственно кистью.
Хромастик, как самостоятельный универсальный инструмент, позволяет создавать большие замесы краски на палитре, смешивать оттенки и тут же сравнивать их с натурой.
Дисковая палитра особенно удобна для работы с экрана, хромастик комфортно работает как с экраном, так и с натурой.


Дисковая палитра — это профессиональный инструмент для художников любого уровня. Инструмент изготовлен из высококачественного бука и запатентован как инновационное решение подбора цвета.
Цена на инструмент в этой ссылке



Принцип работы
Как собрать и настроить палитру при получении.
В этом видео демонстрируется один из вариантов применения дисковой палитры – копирование классики.
Инструмент запатентован
Patent Pending
Друзья, буду рад, если мои инструменты и метод прямого сравнения поможет раскрыть ваш потенциал в чистой и выразительной живописи.
Успехов в творчестве и всего наилучшего!
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko;
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette
 Дисковая палитра Буйко Buiko Disk palette