Метод прямого сравнения. Принцип работы Метод прямого сравнения во многом снимает перечисленные трудности в восприятии цвета.
Суть метода – поместить образец с краской на одну линию взгляда с объектом и увидеть оба цвета рядом и одновременно.
Сделав это мы фактически устраняем лишний контекст и позволяем глазу более абстрагировано и объективно сравнить оба цвета. Влияние когнитивных искажений сводится при таком сравнении к минимуму.
Прямое сравнение цвета —
это способ обойти ограничения человеческого восприятия. Оно позволяет художнику "отключить" автоматические механизмы интерпретации цвета мозгом.
Находясь на одной линии взгляда образец краски попадает в то же окружение и под влияние тех же эффектов одновременного контраста, что и сам объект. В одну "цветовую среду". Это создает равные условия для обоих цветов, позволяя глазу более объективно сравнивать оба цвета.
Размер желтого пятна на
сетчатке глаза человека (macula lutea), отвечающего за цветное зрение имеет размер около 5 мм и обеспечивает угловой радиус около 10°. Если вы выпрямите свою руку и посмотрите на неё, то это область уместится в ширину вашей ладони. Угловой радиус центральной ямки максимальной чёткости ещё уже - около 1.3°. Это меньше ширины вашего указательного пальца на вытянутой руке.
Цветное зрение за пределами этих областей совсем не такое острое. Посмотрите на любой цветной предмет и потом отведите взгляд от него в сторону. Вы заметите, что его цвет будет восприниматься менее определённо и чётко. Периферийное зрение слабо воспринимает цветовые различия.
Художник во время работы не в состоянии отчетливо видеть цвета натуры, палитры и своего этюда одновременно, если они находятся друг от друга даже на небольшом отдалении. Он вынужден сравнивать их переводя взгляд.
Когда художник переводит взгляд с объекта на палитру, цвета, находящиеся в разных контекстах, начинают как бы искажаться из-за эффекта одновременного контраста, цветовой адаптации и других факторов.
В окружении других цветов на палитре цвет будет всегда выглядеть по-другому, даже если он подобран верно. Так работают контрасты и с этим ничего не поделаешь. Таково фундаментальное свойство нашего зрительного восприятия.
Посмотрев на цвет предмета невозможно мысленно его как-то классифицировать и точно воспроизвести на палитре в окружении совсем других красок. Человек не может сделать это без прямого сравнения.
В отличие от, например, музыки, где есть четкая система нот и интервалов, цвет представляет собой непрерывный спектр, плавно переходящий от одного оттенка к другому без явных границ. Точно также плавно цвет варьируется по степени яркости и степени насыщенности, что еще более усложняет задачу.
Когда мы смотрим на предмет, наш мозг не в состоянии сохранить точную информацию о спектре волн света, отраженных от объекта. Это невозможно. Вместо этого он запоминает достаточно расплывчатое "впечатление" о цвете предмета в контексте окружения, которое быстро искажается и угасает.
Цветовая память одна из самых коротких и ненадежных. Несмотря на способность различать цвета, человеческий мозг не предназначен для их точной классификации и запоминания, поскольку эволюционно человеку это не было нужно.
Традиционный способ подбора цвета всегда приблизителен и может вызвать большую неуверенность у начинающих. Даже опытный художник не редко значительно уходит в сторону, особенно если наступает усталость глаз.
Подобно тому, как для измерения длины нужна линейка, для точного воспроизведения цвета необходим эталон или чтобы два цвета находились рядом.
Находящиеся рядом, на одной линии взгляда образец краски и сам объект воспринимаются изолированно и абстрагировано. Художнику не нужно полагаться на ненадежную цветовую память и субъективные ощущения. Глаз, видя два цвета одновременно и в одном окружении, может объективно оценить их различия. Без влияния когнитивных искажений и эффекта одновременного контраста. Это позволяет буквально на месте грамотно корректировать цвет, уверенно управлять им.
Более того - образец совмещенный с предметом умещается не только в область желтого пятна, но даже в центральную ямку (
fovea centralis) - самое "зрячее" место, где плотность колбочек цветного зрения максимальна. Два цвета одновременно находятся в пределах зоны наивысшей остроты зрения.