Реалистичная цветопередача в живописи: метод прямого сравнения. Статья

Реалистичная цветопередача в живописи:

Метод прямого сравнения

Реалистичная передача цвета — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются как начинающие, так и опытные художники.
Наше цветовое восприятие обманчиво: на него влияют и освещение, и оптические иллюзии, и даже особенности работы мозга.
В этой статье мы разберемся в причинах этих искажений и познакомимся с методом, который даст возможность видеть и передавать цвет таким, какой он есть на самом деле, минуя ловушки восприятия.
Изображение из интернета. Первоисточник не найден
Эволюция наделила человека способностью различать световые волны разной длины и воспринимать их как разнообразные цвета. Но может ли человек видеть цвет объективно? Точно его описать, воспроизвести? Ответ — нет, не может. Хотя бы потому, что цвета, как такового в природе не существует.

Цвет — это иллюзия, созданная нашим мозгом. Объекты не имеют "цвета" сами по себе — они лишь отражают свет определенной длины волны. Цвет возникает в субъективном восприятии человека в результате сложной обработки световых волн зрением и мозгом.
Причем наша психика всегда интерпретирует цвет индивидуально, с учётом контекста и окружающих факторов.
Восприятие цвета всегда зависит от среды, характера освещения, соседних цветов и в очень большой степени от нашего жизненного опыта.

Чтобы справиться с огромным объемом визуальной информацией мозг человека активно интерпретирует и конструирует то, что мы называем "реальностью". Это делает наше восприятие мира субъективной версией реальности, а не точной копией того, что существует вокруг нас.
Такая особенность человеческого восприятия создает серьезные трудности в частности для художников при подборе цвета, поскольку внутреннее представление о цвете объекта часто значительно отличается от реальности.

Можно выделить три основные проблемы подбора цвета в практике художника – это одновременный контраст, цветовая константность и цветовая адаптация
«Желтый» и «коричневый» квадраты на кубе это один и тот же цвет. Так работает одновременный контраст окружающих цветов
Одновременный контраст

Существует несколько видов контрастов, но одним из ярких примеров влияния окружения на восприятие цвета является эффект одновременного (симультанного) контраста, при котором восприятие цвета объекта значительно меняется в зависимости от окружающих его цветов. Это создает трудности для художников при подборе цвета, так как один и тот же цвет на объекте и на палитре в соседстве с другими красками может выглядеть совершенно иначе.

Эволюционное развитие механизма усиления контрастов и возникновение эффекта одновременного контраста в частности в человеческой психике связаны с выживанием и адаптацией к окружающей среде. Усиление контрастов позволяет нашему зрению лучше выделять объекты из фона и различать границы предметов, что критически важно для обнаружения потенциальных угроз или добычи.
Так автоматически усиливая контрастность мозг позволял нам увидеть едва краснеющий плод в зелёной листве, заметить змею в траве и тд.

Поскольку зрительная система стремится к усилению различий, то два находящихся рядом друг с другом цвета она как бы "раздвигает" дальше друг от друга.

Как работает одновременный контраст:
Светлота: Темный цвет на светлом фоне кажется еще темнее, а светлый цвет на темном фоне кажется еще светлее.
Оттенок: Каждый цвет как бы "отталкивает" соседний цвет к своему дополнительному (противоположному на цветовом круге). Например, красный квадрат на зеленом фоне будет казаться более красным, чем тот же красный квадрат на нейтральном сером фоне. Аналогично, зеленый фон будет казаться более зеленым.
Насыщенность: Насыщенный цвет делает соседний цвет менее насыщенным, и наоборот, ненасыщенный цвет делает соседний цвет более насыщенным. Например, яркий красный круг на бледно-голубом фоне сделает голубой еще более бледным, а красный — еще более ярким.

Художник, смешивающий краску на палитре, может получить нужный оттенок, но в окружении других красок или в окружении белого холста этот цвет будет выглядеть всегда по-другому, что часто и приводит к ошибкам в живописи. Это может искажать восприятие цвета до такой степени, что даже опытные художники могут допускать серьезные ошибки.
Клубника кажется красной? На фотографии совершенно нет красных оттенков. Холодное окружение и наше знание о том, что клубника должна быть красной окрашивают ягоды в "красный" цвет
Цветовая константность

Цветовая константность (цветопостоянство) свойство мозга человека «корректировать» восприятие цвета объекта на основе знаний о его "типичном" цвете.
Каждый цвет может иметь бесчисленное множество вариаций по тону, насыщенности и яркости, что делает их идентификацию чрезвычайно сложной задачей для человеческого мозга. Человек склонен упрощать и категоризировать цвета, относя их к более общим группам (например, красный, синий, бирюзовый), теряя при этом более точные нюансы.

Каталогизация и упрощение цветов - это способ нашего мозга эффективно обрабатывать огромный объем визуальной информации. Группируя похожие цвета в категории, мы можем быстрее принимать решения и реагировать на окружающую среду.

С детства люди учатся ассоциировать определенные объекты с конкретными цветами. Например, трава — зеленая, небо — голубое, солнце — желтое и тд. Стремясь создать стабильное и предсказуемое представление о мире, детский мозг склонен к простым категориям для облегчения обработки информации.
Это помогает быстро учиться и адаптироваться, но с возрастом эти категории могут стать слишком упрощенными для реального мира, особенно в сложных задачах, таких как живопись.
По мере взросления эти ранние ассоциации и стереотипы закрепляются в памяти. Начинающие художники могут не осознавать, насколько сильно они полагаются на эти "каталоги" символических цветов, особенно если у них еще не развит навык наблюдения за влиянием освещения и взаимодействия предметов в окружающей среде.

Так, например, неопытный художник не замечает холодного дневного света на серо-зеленом стволе дерева и берет из своего "детского каталога" стереотипный коричневый цвет для ствола или чистейший бирюзовый для морского прибоя. В своей многолетней практике преподавания живописи я сталкивался с удивительными примерами такого видения у вполне взрослых студентов. У некоторых из них это выражается буквально "цветовой слепотой" на оттенки, которая преодолевается очень большими усилиями.
Цвета полос воздушного шара считываются одинаковыми в тени и на свету
Цветовая адаптация

Мозг человека постоянно и незаметно для нас делает поправки на характер освещения - дневное, вечернее, сумерки и тд. Константность цвета (или хроматическая адаптация), помогает нам различать объекты независимо от условий, что критически важно для выживания и взаимодействия с окружающей средой.
Это в первую очередь результат работы зрительной системы, которая автоматически компенсирует изменения освещения для того, чтобы мы воспринимали цвет объекта как стабильный в разных условиях освещения (например, при переходе из яркого света в тень).

Мы воспринимаем "типичный" цвет знакомых объектов, даже когда условия освещения значительно изменяют их фактический цвет. Лист бумаги нами воспринимается белым и на солнце и в тени, в помещении у окна и при включенном искусственном свете. Хотя во всех этих случаях белая бумага будет иметь объективно разный оттенок.
Наш мозг упорно хочет видеть "знакомый" цвет объекта, игнорируя реальное освещение.
Этот феномен часто приводит к тому, что художник пытается передать "типичный" цвет объекта, не замечая реальный цвет обусловленный средой, окружением, характером освещения, и тд.

Свет - это то, что позволяет нам видеть цвет. А сила света влияет на то, насколько насыщенным мы воспринимаем цвет предметов.
Так, например, листва деревьев на солнце и в пасмурную погоду это два очень далеких друг от друга оттенка, но мы часто ошибочно классифицируем их примерно одним цветом.
Метод прямого сравнения. Принцип работы

Метод прямого сравнения во многом снимает перечисленные трудности в восприятии цвета.
Суть метода – поместить образец с краской на одну линию взгляда с объектом и увидеть оба цвета рядом и одновременно.
Сделав это мы фактически устраняем лишний контекст и позволяем глазу более абстрагировано и объективно сравнить оба цвета. Влияние когнитивных искажений сводится при таком сравнении к минимуму.
Прямое сравнение цвета — это способ обойти ограничения человеческого восприятия. Оно позволяет художнику "отключить" автоматические механизмы интерпретации цвета мозгом.

Находясь на одной линии взгляда образец краски попадает в то же окружение и под влияние тех же эффектов одновременного контраста, что и сам объект. В одну "цветовую среду". Это создает равные условия для обоих цветов, позволяя глазу более объективно сравнивать оба цвета.

Размер желтого пятна на сетчатке глаза человека (macula lutea), отвечающего за цветное зрение имеет размер около 5 мм и обеспечивает угловой радиус около 10°. Если вы выпрямите свою руку и посмотрите на неё, то это область уместится в ширину вашей ладони. Угловой радиус центральной ямки максимальной чёткости ещё уже - около 1.3°. Это меньше ширины вашего указательного пальца на вытянутой руке.
Цветное зрение за пределами этих областей совсем не такое острое. Посмотрите на любой цветной предмет и потом отведите взгляд от него в сторону. Вы заметите, что его цвет будет восприниматься менее определённо и чётко. Периферийное зрение слабо воспринимает цветовые различия.

Художник во время работы не в состоянии отчетливо видеть цвета натуры, палитры и своего этюда одновременно, если они находятся друг от друга даже на небольшом отдалении. Он вынужден сравнивать их переводя взгляд.
Когда художник переводит взгляд с объекта на палитру, цвета, находящиеся в разных контекстах, начинают как бы искажаться из-за эффекта одновременного контраста, цветовой адаптации и других факторов.
В окружении других цветов на палитре цвет будет всегда выглядеть по-другому, даже если он подобран верно. Так работают контрасты и с этим ничего не поделаешь. Таково фундаментальное свойство нашего зрительного восприятия.


Посмотрев на цвет предмета невозможно мысленно его как-то классифицировать и точно воспроизвести на палитре в окружении совсем других красок. Человек не может сделать это без прямого сравнения.
В отличие от, например, музыки, где есть четкая система нот и интервалов, цвет представляет собой непрерывный спектр, плавно переходящий от одного оттенка к другому без явных границ. Точно также плавно цвет варьируется по степени яркости и степени насыщенности, что еще более усложняет задачу.

Когда мы смотрим на предмет, наш мозг не в состоянии сохранить точную информацию о спектре волн света, отраженных от объекта. Это невозможно. Вместо этого он запоминает достаточно расплывчатое "впечатление" о цвете предмета в контексте окружения, которое быстро искажается и угасает.
Цветовая память одна из самых коротких и ненадежных. Несмотря на способность различать цвета, человеческий мозг не предназначен для их точной классификации и запоминания, поскольку эволюционно человеку это не было нужно.

Традиционный способ подбора цвета всегда приблизителен и может вызвать большую неуверенность у начинающих. Даже опытный художник не редко значительно уходит в сторону, особенно если наступает усталость глаз.
Подобно тому, как для измерения длины нужна линейка, для точного воспроизведения цвета необходим эталон или чтобы два цвета находились рядом.

Находящиеся рядом, на одной линии взгляда образец краски и сам объект воспринимаются изолированно и абстрагировано. Художнику не нужно полагаться на ненадежную цветовую память и субъективные ощущения. Глаз, видя два цвета одновременно и в одном окружении, может объективно оценить их различия. Без влияния когнитивных искажений и эффекта одновременного контраста. Это позволяет буквально на месте грамотно корректировать цвет, уверенно управлять им.

Более того - образец совмещенный с предметом умещается не только в область желтого пятна, но даже в центральную ямку (fovea centralis) - самое "зрячее" место, где плотность колбочек цветного зрения максимальна. Два цвета одновременно находятся в пределах зоны наивысшей остроты зрения.
Image via Bridgeview School of Art
Польза метода в обучении

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются начинающие художники, является неуверенность в своих силах и плохое понимание цвета. Это часто приводит к прокрастинации или к тем самым «незаконченным работам», которые так и остаются незавершенными из-за ошибок.
Метод прямого сравнения, благодаря своей объективности и простоте в использовании, дает художнику интуитивно понятный инструмент, который снимает часть этой неуверенности. Это особенно важно на ранних этапах обучения, когда ошибки могут сильно демотивировать.
Правильно взятые цветовые отношения в работе ученика приведут к убедительному результату, что в свою очередь создаст позитивный цикл, повышая мотивацию продолжать учиться и совершенствоваться.
В конечном итоге, это поможет начинающим преодолеть страх «сделать неправильно», уменьшит стресс и повысит уверенность в работах.

Главное преимущество метода на начальном этапе обучения заключается в том, что он превращает подбор цвета из интуитивного и часто ошибочного процесса, в осознанное, контролируемое, интерактивное действие. Ученик не просто случайно "угадывает" цвет, а начинает понимать, почему тот или иной цвет будет правильным в данном контексте.
Он безусловно станет задумываться, как освещение влияет на плоскости предметов, начнет замечать рефлексы, воздушную перспективу и тд.

Переход от детского, интуитивного восприятия цвета к осознанному — важный этап в становлении художника. Метод прямого сравнения поможет начинающему художнику выйти за пределы смутных представлений о цвете и научит видеть его таким, какой он есть на самом деле.

И это ни в коем случае не ограничивает творческую свободу художника. Наоборот, дает прочную базу для ее раскрытия.
Как грамотность — научившись читать и писать, человек не перестает думать самостоятельно.
Подобно музыканту, который сначала осваивает нотную грамоту и развивает музыкальный слух, художник должен научиться точно видеть и воспроизводить цвет. Это базовое умение открывает путь к творческому развитию и импровизации.

Точность в передаче цвета - это важный этап, но не конечная цель. По мере роста мастерства художник неизбежно начнет искать собственные пути самовыражения, экспериментировать с цветом, создавать более выразительные и эмоциональные работы. Художник естественным образом начнет стремиться к созданию своего индивидуального живописного языка.


Отделение цвета от объекта

В процессе обучения начинающим художникам важно научиться отделять цвет от самого объекта. Особенно это актуально в работе с портретом.

В повседневной жизни мы воспринимаем мир через призму значений — мозг распознает объект как нечто целое, автоматически наделяя его смыслом, где цвет лишь одна из составляющих характеристик.
Этот процесс лежит в основе быстрого распознавания объектов окружающего мира.

Например, глядя на яблоко, мы видим не просто набор красных оттенков, а "Яблоко" — круглое, большое, гладкое, красное, сладкое и тд. Цвет здесь является лишь одним из параметров.
И знание о объекте часто мешает художнику увидеть его объективно. Вместо того чтобы заметить сложную композицию оттенков красного, теней и рефлексов, мозг интерпретирует это как «красное яблоко, которое можно съесть»

Начинающий художник часто рисует не то, что видит, а то, что знает.
Его мозг автоматически "достраивает" информацию, основываясь на знаниях и своем опыте. Так зная, что яблоко круглое и красное, мозг автоматически сглаживает неровности формы и вариации цвета, делая его более "правильным" с точки зрения индивидуального представления о яблоке.
Стремясь к упрощению, он буквально «замыливает» сложность цвета и форм, делая их более «идеальными», чем они есть на самом деле.
Начинающий может нарисовать его практически одним красным цветом, потому что "знает", что оно красное.

Неопытному художнику трудно психологически совместить цвет объекта и цвет краски.
Он видит перед собой "яблоко" и "красное пятно" на палитре, но не может соединить их в голове: "Это яблоко, а это просто мазок краски — они никак не связаны". Он не видит в краске привычный объект.
Живопись требует в какой-то мере изоляции цвета, умения видеть его абстрагированно, как набор пятен с определенными характеристиками (цвет, тон, насыщенность). Воспринимать цвет как самостоятельную сущность, не связанную со смыслом объекта живописи.

Это сложная задача. Наш мозг запрограммирован на экономию ресурсов. Он привык воспринимать мир и предметы целостно и обобщенно, потому что это удобно и эффективно для повседневной жизни. Разбиение объекта на составляющие требует больших сознательных усилий.
К тому же мы часто фокусируемся на самом объекте, а фон воспринимаем как нечто вторичное. В живописи важно видеть все элементы — и объект, и фон как равнозначные цветовые пятна.

Метод прямых сравнений помогает убрать "объектность" как таковую. Когда начинающий художник подносит краску к натуре, он начинает видеть их рядом, как два цветовых пятна, не привязанных к значению объекта. Это позволяет ему сосредоточиться исключительно на сравнении их цвета, насыщенности, тона.
В этот момент краска перестаёт быть просто "красной краской", а яблоко теряет свою "объектность". Они становятся равными абстрактными пятнами, которые можно сопоставить напрямую.
Image via Bridgeview School of Art
Дополнительные преимущества метода в обучении


Применение данного метода во многом облегчает работу с эффектами зрительной и цветовой адаптации и во многом снимает эффект так называемого "туннельного зрения". Когда начинающий художник сосредоточившись в работе над каким-то определенным участком может психологически преувеличив его значимость неоправданно усилить контрастность или насыщенность. Именно этим можно объяснить частую дробность и цветовую несобранность в работах начинающих художников.

Кроме того неопытный художник часто склонен воспринимать более насыщенными и яркими цвета, которые ассоциируются с приятными эмоциями или объектами (например, идеально голубой цвет неба в воображении или слишком насыщенная зелень "идеального" луга). Яркие цвета часто ассоциируются с позитивными эмоциями, радостью, энергией.
Начинающие художники, желая сделать свои работы более выразительными и привлекательными, обычно неосознанно усиливают яркость красок, стремясь передать эти эмоции зрителю. Метод прямого сравнения помогает избежать этих ловушек, приучая художника видеть истинный цвет и работать с ним более осознанно.

Так, например, в работе с пейзажем начинающий художник часто сталкивается с трудностями передачи цвета листвы деревьев, особенно при нестандартном освещении. Если художник попытается подобрать цвет краски, основываясь только на своем восприятии и памяти о "типичном" зеленом цвете листьев, он может получить неестественный результат. Но поднеся образец краски непосредственно на одну линию взгляда с объектом, он сразу же увидит реальную разницу между тем, что он "думает" о цвете и тем, что видит на самом деле.
Художник будет иметь возможность тут же поправить цвет, который будет выглядеть естественно и гармонично в контексте всей сцены.

Применение данного метода в работе поможет избежать зрительного переутомления и потери концентрации, к чему начинающий часто не готов. Художнику не приходится постоянно анализировать цвет, что очень энергозатратно для начинающего. Для неопытных художников это особенно важно, так как в начале обучения они еще не обладают достаточно сильными навыками работы с цветом и часто перегружаются сложностью задачи. Применение в работе метода прямых сравнений облегчает процесс, позволяя ученику сосредоточиться пока лишь на навыке подгонки цвета, что со временем разовьет его цветовое восприятие.

Также стоит отметить, что применение данного метода в работе ускоряет процесс живописи, так как минимизирует ошибки на первом этапе подбора цвета. Это снимает необходимость переписывать отдельные участки картины.
Работы становятся чище, из-за отсутствия частых подборов цвета на полотне картины и последующих их исправлений. И поскольку работа с цветом отнимает меньше сил, начинающему художнику остается больше времени на уточнение рисунка, композицию, другие задачи.

Данный метод убережет начинающего художника от грубых ошибок, позволит находить верные цветовые отношения в работах, разовьет более острое видение, улучшит способность передавать цвет по памяти или воображению. Верное понимание цвета и умение управлять им придёт с практикой достаточно быстро.
Со временем, по мере роста мастерства, художник сможет отказаться от прямых сравнений, но на первых порах это мощный способ ускорить обучение и избежать многих разочарований.
Метод прямого сравнения и свобода творчества

Не стоит забывать, что изобразительное искусство - это не только точное воспроизведение натуры, но и творческая интерпретация, выражение эмоций и идей автора. Поэтому осваивая метод прямого сравнения художник должен стремиться не только к точности, но и к выразительности, индивидуальности своего стиля.
Художник не должен ограничиваться слепым копированием, а может и должен вносить свои творческие коррективы. Он всегда должен помнить о своей творческой свободе и праве интерпретировать найденный цвет в соответствии со своим замыслом и стилем.

Точно найденной цвет – это "сырой материал". Настоящее искусство начинается тогда, когда художник начинает управлять цветом для достижения своих художественных целей.
Получив объективную информацию о цвете объекта, художник может осознанно отклоняться от него, усиливая или приглушая определенные оттенки, изменяя насыщенность и яркость для создания желаемого эмоционального эффекта, передачи определенного настроения.
У него будет возможность контролируемо подчеркнуть определенные цвета, чтобы направить внимание зрителя на ключевые элементы в работе, смягчить второстепенное для гармонизации или же наоборот внести диссонансы для передачи эмоционального состояния.

Только научившись объективно воспринимать цветовые отношения, можно осознанно импровизировать, создавая свои собственные, художественные интерпретации реальности. Видеть и понимать истинный цвет — это фундамент, на котором строится все здание живописи.

Даже профессионалы могут упускать из виду некоторые цветовые нюансы из-за своих устоявшихся методов работы. У них могут быть "слепые зоны" или привычки, которые они не осознают. Применение в работе прямых сравнений может стать своего рода инструментом самопроверки и помочь художнику выйти за рамки привычного восприятия. Прямое сравнение поможет "встряхнуть" привычные шаблоны и взглянуть на цвет свежим взглядом, даст возможность проверить свои предпочтения и подходы.

Метод прямого сравнения - отправная точка, которая поможет лучше понять реальные цвета объектов и их взаимодействие в конкретных условиях освещения. Он может стать мощным инструментом для творческого переосмысления и осознанной работы с цветом в изобразительном искусстве.
Применение метода на практике


В работе над картиной важны всего лишь несколько вдумчивых и точных замеров цвета на первом этапе.

Важно взять верно главные тональные отношения, несколько базовых оттенков натуры. Дальше уже и без замеров можно вести работу грамотно не выбиваясь из этих отношений.

Когда собраны все главные цветовые пятна, допустить ошибку будет сложно, так как ошибка будет заметно выбиваться из общего строя. И пусть изменятся условия освещения, например появится солнце или стемнеет, вы сможете грамотно продолжить работу. Особенно если на палитре остались не выработанные замесы базовых цветов.

Можно выделить три основных способа ведения работы методом сравнений:
Три основных способа ведения работы
( список раскрывается)
Различные сценарии работы
Ограничения метода сравнений
Авторские инструменты для работы методом прямых сравнений
Применение прямых сравнений в процессе живописи в том или ином виде скорее всего применялся художниками. От простого подношения проб краски к объекту, до, возможно, использования достаточно своеобразных технических устройств. Информации об этом мало. Но все эти способы не получили широкого распространения из-за отсутствия теоретической базы, а также простого в использовании инструмента.

Здесь я хотел бы представить вашему вниманию два своих авторских инструмента для точного подбора цвета.



Хромастик — это универсальный настраиваемый инструмент моей разработки для замеса красок на палитре и точного прямого сравнения их с натурой по трем параметрам – цвету, насыщенности и тону.
Хромастик настраивается перед началом работы и сохраняет максимальную стабильность замеров во время всего сеанса.
Подробнее о инструменте здесь.
Дисковая палитра представляет собой вращающийся диск с несколькими степенями свободы.
Она крепится непосредственно к подрамнику холста, этюдника или мольберта.
Палитра предназначена для подбора цвета по краю диска путем прямого сравнения с натурой или же изображением на фотографии или электронном устройстве (планшет, телефон и т.п.)
Подробнее о инструменте здесь.








© О. Буйко 2024 (статья в разработке)