Два кита метода прямых сравнений - стабильность и экспозицияВы не задумывались, почему художники не сравнивают цвет, просто поднося кисточку с краской на линию взгляда с натурой? Казалось бы, это логично и удобно. На самом деле художники всех времен осознанно или инстинктивно пытались подбирать цвет напрямую. Однако такие попытки оказывались неэффективными по двум причинам: отсутствию стабильного устройства для сравнений и непонимания необходимости синхронизации освещенности красок и натуры. Без соблюдения этих условий способ работы терял смысл.
Рассмотрим два ключевых условия делающих возможным работу методом прямого сравнения — стабильность и регулировку экспозиции.
Стабильность сравнений — базовое требование для точной цветопередачи.
Возьмем в пример того же художника, который пытается подобрать нужный оттенок, используя кисточку для сравнений. При каждой проверке цвета он неизбежно изменяет угол наклона кисти, ее положение, и, как следствие, освещение краски. Дополнительно, из-за объемности и неровности кисти, на краску попадает разное количество рефлексов. Этого достаточно, чтобы каждое новое измерение цвета незначительно отличалось от предыдущего, создавая эффект "плавающего" цвета. Верный оттенок будет постоянно "ускользать" от художника, так как каждая последующая поправка будет вноситься в условиях, немного отличающихся от предыдущих. Это приводит к большому количеству сравнений, к ошибкам, что, в свою очередь, неизбежно ведет к системному накоплению искажений в работе.
С мастихином ситуация аналогичная. Плоскость с краской даже при небольшом изменении угла наклона относительно источника света может значительно меняться по светлоте. Соответственно, мастихину также нужна стабильность при замерах краски, чтобы избежать эффекта "ускользающего" цвета при сравнениях. Плоскость с образцом краски должна возвращаться в то же положение, что и в предыдущем сравнении, обеспечивая ровно то же количество света на поверхности. В этом случае подбор цвета будет верным и быстрым.
Синхронизация освещения (экспозиции). Допустим, наш художник каким-то образом добился стабильности и при каждом сравнении возвращает образец краски в одно и тоже положение. Однако, даже в этом случае, он столкнется с проблемой, связанной с разницей в освещении между его рабочим местом и натурой.
Художники редко работают в идеальных условиях освещения, таких как стабильный облачный день на пленэре, когда освещение красок и натуры практически идентично. Гораздо чаще они работают в условиях, когда освещение рабочего места и натура значительно отличаются.
Предположим, художник пишет портрет. Он работает у окна мастерской, а его модель расположилась от него немного дальше. Как известно освещенность уменьшается не просто с расстоянием, а с квадратом расстояния. Это означает, что если вы отодвинетесь от источника света в два раза, освещенность уменьшится в четыре раза. Если в три раза – в девять раз. Поэтому даже небольшая разница в расстоянии может привести к большой разнице в освещенности.
На рабочее место художника падает больше света, чем на модель. Когда художник сравнивает цвет краски с цветом кожи модели, он видит, что краска кажется светлее. Художник вынужден затемнять все краски, чтобы они совпадали по тону при прямых сравнениях. В результате, все краски на портрете оказываются темнее, чем нужно. Если поднести готовый портрет к модели, то разница станет очевидной: портрет будет выглядеть слишком темным.
И наоборот, если модель освещена сильнее, чем место художника (например, яркой лампой), то краски будут казаться темнее. Художник будет осветлять их при сравнениях, и портрет получится слишком светлым, разбеленным.
Именно эти два фактора – разница в освещении и нестабильность сравнений – и не позволяли художникам эффективно использовать такой естественный и простой метод, как прямое сравнение цвета.
В настоящее время доступен универсальный инструмент, обеспечивающий необходимую стабильность образца с возможностью компенсации разницы освещения, что позволяет художнику эффективно применять метод прямых сравнений. Подробнее
здесьТрадиционный метод живописи предполагает выбор какого-либо цвета, который затем используется как основа для подбора соседних или подобных оттенков (так называемая работа отношениями). Однако, даже небольшая ошибка в выборе этого начального цвета часто приводит к искажению всей цветовой гаммы.
Дело в том, что следующий цвет проверяется относительно предыдущего. Если первый цвет был выбран с ошибкой, то и все последующие цвета будут содержать эту ошибку, а также дополнительные погрешности, возникающие при их подборе. Эти ошибки могут накапливаться и множиться.
Каждая новая ошибка наслаивается на предыдущие, искажая общую картину. В результате, даже если художник старается исправить ошибки на последующих этапах работы, они уже прочно укоренились в цветовой гамме.
Опытный художник, благодаря многолетней практике и интуиции, может выгодно обыграть эти ошибки, объединить в гармоничное целое. Но начинающий художник, не обладая достаточным опытом, практически всегда сталкивается с тем, что его работа выглядит раздробленной и дисгармоничной.
Работа традиционным методом для начинающего становится трудоемкой, требует постоянных корректировок ошибок и далеко не всегда приносит желаемый результат.